Разделы
Главная Сапромат Моделирование Взаимодействие Методы Инновации Индукция Исследования Факторизация Частоты
Популярное
Как составляется проект слаботочных сетей? Как защитить объект? Слаботочные системы в проекте «Умный дом» Какой дом надежнее: каркасный или брусовой? Как правильно создавать слаботочные системы? Что такое энергоэффективные дома?
Главная »  Тенденции 

1 2

Таблица 8

Продажи свежих овощей и фруктов в 1997 году (% от общего объема продаж)

доля

домохозяйств, выбравших

Супермар кеты

Специализиро ванные магазины

Рынки и др.

Нидерланды

Франция

Великобритания *

Германия

Бельгия

способ покупок.

Очевидно, ориентация на продажи свежих продуктов с личным клеймом является рискованным предприятием для продавца, так как качество продукции может быть разным в разные времена года, и снижение качества даже однажды может дискредитировать супермаркет. С целью обеспечения имиджа своей торговой марки, а также выполнения запросов рынка крупные интегрированные компании разрабатывают и добиваются строго исполнения требований стандартов качества во всех звеньях производственной цепи. В частности, это относится к требованию минимизации объемов химических удобрений и пестицидов при выращивании сельскохозяйственных культур. Так, в соответствии в Актом о безопасности пищевых продуктов (Food Safety Act, 1990), английские продавцы обязаны гарантировать, что товары с их маркой не принесут вреда здоровью покупателей. Это заставляет крупных оптовиков строже подходить в отбору своих поставщиков, что, помимо прочего, приводит к ограничению их количества.

Кроме того, необходимость обеспечивать круглогодичные поставки свежих продуктов в свои супермаркеты заставляет оптовиков организовывать их производства в различных климатических зонах по всему миру. При этом, в различных климатических зонах и в различных странах, фермеры, тем не менее, придерживаются одних и тех же стандартов качества и безопасности сельскохозяйственной продукции. Значение программ ICM (Integrated Crop Management) становится исключительным, как для потребителей, так и для производителей сельскохозяйственной продукции. Стремление к дифференциации продукции, как составляющая ICM, становится также инновационной стратегией крупных компаний - реализаторов.

Меры аграрной политики в последнее десятилетие претерпевают трансформацию от мер поддержки цен и сокращения предложения к прямым выплатам. Это прямые затраты на стабилизацию рынков, целевые затраты на воссоздание экологических систем, на развитие сельской инфраструктуры, на согласование мер аграрной политики ЕС. Политическая программа Agenda 2000 в ряду прочих целей декларировала сохранение умеренного (безопасного) сельского хозяйства и лесных угодий как части сельской экономики. Таким образом формируется своеобразная европейская аграрная модель с явно выраженной многофункциональной природой европейского сельского хозяйства. Частью этой модели стал рыночно-ориентированный сектор, в котором фермеры интенсифицируют производство, используя положительный эффект масштаба и подчиняясь требованиям внешних ограничений. Альтернативный сектор европейского сельского хозяйства осваивает другая группа фермеров, перед которыми общество ставит задачу сохранить традиционные виды сельскохозяйственной деятельности и обеспечить производство нерыночных услуг.



Следует отметить, что в соответствии со вновь разработанным стандартом GAP, основу которого составили принципы ICM/IPM5, отбор кандидатов для работы в альтернативном секторе проводится достаточно строго.

Данный сектор в настоящее время находится в активной фазе своего развития, характеризующейся слияниями, вертикальным интегрированием и интернационализацией. Очевидно, это служит ответом на соответствующие запросы потребителей, заинтересованных в получении более безопасных продуктов, произведенных в экологически чистых условиях.

Нам бы хотелось отметить в качестве заключения, что названные в данной статье характеристики европейской аграрной модели могли бы служить неким пробным эталоном для преобразований российского аграрного сектора в дополнение к американской модели, идеи которой, похоже, доминировали до недавнего времени в замыслах российских реформаторов.

Литература

1. Серова Е.В. Аграрная экономика: учебник для студентов экономических вузов и специальностей. - М.: ГУ-ВШЭ, 1999.

2. Anderson R.M. The Campbell Soup Company: Looking Beyond the Field. In: Prophyta, June 1999, pp. 72-74.

3. Baas H.J.A, van Potten A.J., Zwanenberg A.C.M. The World of Food Retailing: Developments and Strategies. Rabobank International, Utrecht, 1998.

4. Brouwer F.M., Bijman W.J.J. Dynamics in crop protection, agriculture and the food chain in Europe/ The Hague, Agricultural Economics Research Institute (LEI), 2001, Report 3.01.08.

5. European Commission and Eurostat, Agriculture, environment, rural development: Facts and figures - A challenge for agriculture. DG VI, DG XI and Eurostat, Brussels, 1999.

6. OECD, Vertical co-ordination in the fruit and vegetable sector: implications for existing market institutions and policy instruments. OECD, Directorate for Food, Agriculture and Fisheries, Paris, 1997.

Интернет-ресурсы:

7. www.fao.org - FAO - Food and Agriculture Organisation of the United Nations.

8. www.eurostat.org.

IPM (Integrated Pest Management) - комплексная система защиты растений.





1 2