Разделы
Главная Сапромат Моделирование Взаимодействие Методы Инновации Индукция Исследования Факторизация Частоты
Популярное
Как составляется проект слаботочных сетей? Как защитить объект? Слаботочные системы в проекте «Умный дом» Какой дом надежнее: каркасный или брусовой? Как правильно создавать слаботочные системы? Что такое энергоэффективные дома?
Главная »  Анализ 

1 2

Анализ и диагностика корпоративных структур

Беляев И.П. (belyaev ip@mskiti.ru), Черный К.И. НИИ информационных технологий, Москва 115054, Россия

- Письмо не исчерпывает речь, речь не исчерпывает мысль. В таком случае, не могли ли мысли совершенномудрых людей быть невыраженными?

Конфуций

Из зарегистрированных в Москве около 900 тыс. предприятий различной формы собственности как-то функционирует не более половины (то есть предоставляет налоговую отчетность). И одной из причин недееспособности является несоответствие корпоративных структур предприятий декларированным целям деятельности и особенностям функционирования. Проблемы перестройки корпоративных структур, например, от семейного типа к жесткой иерархии часто вовремя не фиксируются и не решаются. В этой связи вопросы анализа и диагностики с целью прогнозирования и своевременной реструктуризации в динамично развивающихся организационных системах подчас являются жизненно важными. Но изучение подобных вопросов на реально работающих предприятиях связано с огромным количеством трудностей людских, финансовых и временных затрат. Поиску путей экспериментального изучения этих вопросов методами деловых игр посвящена данная работа. Для этого наряду с традиционным подходом сделана попытка привлечения китайского многовекового опыта диагностики и прогнозирования подобных проблем.

В европейской традиции системного анализа принято этапы жизненного цикла систем располагать слева направо по оси времени [5].. При этом термин цикл относится к системам с воспроизводимым, повторяющимся центральным рабочим процессом. Такой традиции соответствует и расположение символов в европейском письме (тексте). Этапы на диаграмме жизненного цикла имеют достаточно произвольный характер, хотя традиционно располагаются от зарождения, возникновения к утилизации системы.

Китайская древняя традиция описания жизненных циклов более канонична [2,3]. Согласно И-Цзин - Китайской классической книге перемен, развитие жизненных ситуаций описывается с помощью гексаграмм, состоящих из шести чередующихся (или повторяющихся) линий двух типов - сплошных, характеризующих светлое жизненное начало (янь) и прерывистых, характеризующих темное начало (инь). Стрела времени расположена на этих диаграммах снизу вверх, от нижней позиции (начальной) к верхней. В каноническом (уместном) положении начальной является янь, затем - инь, и так поочередно до верхней позиции инь . Гексаграмма считается состоящей из нижней, начальной триграммы внутреннего развития ситуации и верхней триграммы внешнего развития ситуации. То есть диаграмма жизненного цикла состоит из последовательности внутреннего трицикла (триграммы), переходящего во внешний трицикл (триграмму) развития. Одним из важнейших элементов, определяющих вид гексаграмм, является человек.

Личностные жизненные ситуации могут быть описаны чередованием и сочетанием двух основных составляющих психической деятельности - рациональной и эмоциональной. Ситуации межличностного взаимодействия также могут



характеризоваться сочетанием этих двух компонент - эмоциональной и рациональной, информационной. Первую обозначим как Em, вторую - как Inf.

В жизненном цикле групповой (коллективной) деятельности одним из ведущих процессов является процесс формирования организационной структуры группы. Такая структура может задаваться, регламентироваться изначально или формироваться спонтанно. В последнем случае, а также при реструктуризации, как правило, начальной компонентой является эмоциональная - Em. Подтверждение этого является одним из результатов, полученных в ходе проведения серии деловых игр, о чем пойдет речь ниже.

Роль эмоционального начала, как изначального импульса в первую очередь связана с фактором неопределенности, новизны и необходимости соорганизации усилий группы людей для достижения позитивного результата. Когда ситуация вполне прозрачна с информационной, организационной (кто с кем взаимодействует, кто кем руководит) и деятельностной (процедуры выработки решений) точек зрения, то роль эмоциональной компоненты не является определяющей. Она важна именно в запуске ситуации развития, становления. Того, что и является предметом описания с использованием понятия жизненного цикла.

Зачастую роль эмоции в межличностном общении оценивают с точки зрения коммуникативного фактора - до 90% коммуникаций имеет невербальный характер [1]. Роль и место эмоционального фактора при формировании организационных структур исследована недостаточно и частично исследована в данной работе на экспериментальном материале, полученном в ходе проведения серии учебно-экспериментальных деловых игр.

Кроме того, сделана попытка сопоставления этапам жизненного цикла развития каждой из деловых игр в нотации Em - Inf нотации китайской арифмосемиотики инь и ян. Исконные значения этих иероглифов - теневая и световая стороны горы -послужили основой для их гносеологического толкования: инь - это то, что скрыто или менее проявлено, ян - то, что явно или более проявлено. В онтологическом смысле эта пара обозначает некие пассивный и активный первичные принципы или силы, в соответствии с которыми распределились остальные мировые полярности: тьма - свет, холод - тепло, малое-- большое, внутреннее - внешнее, мягкое - твердое, слабое - сильное, женское мужское и т.д. Этот ряд в принципе можно продолжать до бесконечности, поскольку любое явление имеет в себе противоположные стороны, которые, по древнекитайским представлениям, сводятся к началам инь и ян [2]. Мы приняли в данной работе следующее соответствие: эмоциональной компоненте Em соответствует женское, мягкое, темное начало - инь , а информационной, рациональной, логической компоненте Inf - мужское, твердое, светлое начало - янь . Компонента Inf также может иметь модификацию Dir, означающую отдачу распоряжения, указания.

В классической традиции каждая из гексаграмм книги И-Цзин имеет определение, афоризм и толкование. Мы приводим классическое определение и приведенное к европейской традиции толкование [4], опуская достаточно метафорический афоризм.

В настоящее время анализ деловых и промышленных ситуаций с помощью книги И-Цзин получает все большее распространение, так как дает возможность не только статистических прогнозов, но и экзистенциального, жизненного анализа и прогноза. И широко используется в десятках, а то и сотнях японских, китайских и западных фирм, таких, как например, Citibank, Chase Manhattan и др. [6]. В данной работе подобный ситуативный анализ привязан к материалам учебных деловых игр на примере развития организационных структур в группах играющих. Групповая деятельность строилась с целью формирования навыков коллективной работы по построению концептуальной модели (или онтологии - в современной интерпретации) базы данных. Для этого необходимо было сформировать набор описаний концептов (сущностей), определяющих предметную область - выполнялось отдельно каждым из игроков, и далее необходимо было увязать набор сущностей в единую логически непротиворечивую структуру.



Деловая игра.

Цель игры - выявить особенности различных систем организации управления и влияние организационной структуры на процесс и качество решения задачи, а также развитие самой системы управления и ее адаптация к поставленным задачам.

Участники игры - 44 студента четвертого курса (исполнители), произвольно разбитые на группы по 7-8 человек, и трое наблюдателей из преподавательского состава. Студенты были мотивированы на участие в игре тем, что успешный результат засчитывался как выполнение контрольной работы по курсу Базы данных по теме: Нормализация отношений и построение концептуальной модели базы данных .

Задание для игроков заключалось в следующем: каждый играющий получал одно отношение из известной им предметной области (учебный процесс), описывающее некоторую сущность (концепт) предметной области (в нашем случае - учебный план , расписание занятий и пр.). Отношения изначально не находятся в третьей нормальной форме. Игрокам необходимо привести свои отношения к третьей нормальной форме (то есть преобразовать к виду, исключающему транзитивную функциональную зависимость между атрибутами отношения в первой нормальной форме), и если это необходимо -продолжить процесс нормализации дальше. Далее необходимо объединить полученные отношения в одну концептуальную схему базы данных, то есть увязать логически в некоторую структуру.

Играющие были разбиты на группы, часть из которых не имела назначенного руководителя, то есть имели линейную организационную структуру. В остальных группах был выделенный лидер, то есть они имели иерархическую оргструктуру. Задачей лидера, являлось организовать объединение всех сущностей в единую модель базы данных. В начале игры лидер группы получал список всех сущностей и приступал к выявлению возможных взаимосвязей между ними.

Во время игры играющие могли свободно общаться друг с другом.

При описании результатов игрокам присвоены номера в позиционной системе счисления: номер группы - точка - номер игрока .

Ход игры и результаты для группы № 1

Состав первой группы: 1 играющий: знания отличные, 2-4, 7 играющие: знания хорошие, 5,6 играющие: знания удовлетворительные

Изначальная организационная структура - линейная (без назначенного лидера).

Первая группа провела работу самостоятельно, после первого часа работы была нарисована неполная концептуальная модель, так как игроки чересчур сильно углубились в детали, при этом у них возникли проблемы, и они не смогли самостоятельно с ними разобраться. В концептуальной модели присутствует ряд ошибок. Структура группы претерпела значительные модификации. Успешно выполнила задание по сути дела выделившаяся подгруппа с иерархической организацией.

В ходе игры часть игроков отказывалась взаимодействовать с остальными, в результате число активных игроков, решающих задачу уменьшилось. Изначально игроки не поняли поставленную перед ними задачу. Первым разобрался игрок 1.1 и остальные игроки объединились вокруг него, в группе образовалась иерархическая структура. Некоторое время у них продолжалась интенсивная работа, но они опять запутались, и до конца игры так и не смогли разобраться. В итоге поставленная задача решена не до конца.

Последовательность этапов показана в левой части рис.1 снизу - вверх .. В правой части показана схема переходов между различными формами организационных структур: индивидуальной (каждый сам по себе), линейной (горизонтальное взаимодействие), иерархической и функциональной (более одного лидера, каждый лидер



выполняет свою функцию). В средней части схемы приведены краткие содержательные описания этапов развития игровой деятельности.

Inf Inf

Em Inf

Группа пытается разобраться Игроки запутываются

Инд. Лин. Иер. Функ.

1 и 1

игроки объединяются вокруг игрока 1.1 I

игрок 1.1 разобрался Г

игроки не понимают задачу

игрок 1.1 пытается разобратся

группа распадается на части 4+3

игрок 1.5 отказывается работать с группой

Рис.1. Схема жизненного цикла игры. Первая группа.

Такой схеме (с учетом соответствий янь - Inf, целая черта; инь - Em, прерывистая черта) соответствует следующая гексаграмма (№ 6 по книге И-Цзинь) [2-4]:

Определение: Спор, Тяжба

Толкование: Вы ощущаете дисгармонию. Назревает конфликт. Ведите себя скромно и сдержанно; если вам бросают перчатку, не поднимайте ее. Постарайтесь умерить и свои требования, не пускайтесь ни в какие предприятия в одиночку, пока обстоятельства не изменятся к лучшему. Напротив, примите участие в совместной с кем-либо работе. Пусть все идет своим порядком, тогда и наступит мир и покой, и вы лишний раз убедитесь в том, что жизненные проблемы не только удручают, но и учат.

Ход игры и результаты для группы № 2

Состав второй группы: 1 играющий: знания отличные, 2 играющий: знания хорошие, 3-7 играющие: знания отсутствуют

Изначальная организационная структура - линейная (без назначенного лидера).

Вторая группа закончила работу на 10 минут позже третьей группы (см. ниже). Концептуальная модель оформлена хорошо, но группа сама не смогла провести нормализацию и объединение - модель списана у третьей группы, судя по названию отношений и присутствующей ошибке. Не все связи между итоговыми отношениями прорисованы на схеме. В ходе игры структура группы претерпевала ряд изменений, в том числе в сторону формирования иерархической структуры. В итоге группа распалась, и ставшаяся дееспособная подгруппа из пяти человек сохранила практически линейную структуру, поскольку неформальный лидер не взял на себя полномочные функции руководства группой.

Соответствующий жизненный цикл показан на рис. 2.



Inf Em

группа решает, что надо хоть что-то сдать игрок 2.5 списывает результат

игроки 2.3-2.7 занимаются своими делами

остальные игроки непоняли игрока 2.1

игроки 2.1 и 2.2 выходят из игры

Em группа его игнорирует

Inf игрок 2.1 пытается организовать работу

Инд. Лин. Иер. Функ.

Г I II


Рис.2. Схема жизненного цикла игры. Вторая группа.

Такой схеме соответствует следующая гексаграмма (№ 21 по книге И-Цзинь).

Определение: Стиснутые зубы,

Толкование: Что-то мучает вас, вы чувствуете себя несчастным. Попробуйте взяться за новое дело, и обстоятельства ваши улучшатся. Добросовестная работа постепенно и неуклонно приведет вас к очень крупному успеху. Вы считаете себя жертвой несправедливости. Если будете постоянно думать о том, как такое могло случиться, делу это не поможет. Очевидно, в чем-то вы допустили ошибку, одну из тех, какие в огромном множестве допускают и другие. Наберитесь мужества и извлеките из случившегося должный урок. Что касается исполнения вашего желания, то как раз сейчас кое-кто содействует этому. Оставайтесь рассудительным и ждите спокойно, тогда очень скоро все переменится к лучшему для вас.

Ход игры и результаты для группы № 3

Состав третьей группы: 1-3 играющие: знания отличные, 4-8 играющие: знания хорошие Изначальная организационная структура - иерархическая ( назначен лидер).

Третья группа закончила работу первой, на выполнение нормализации отдельных отношений ушло около 30 минут, и еще 30 минут на объединение и оформление. В итоговой концептуальной модели присутствуют незначительные ошибки. Концептуальная модель хорошо оформлена, и наиболее наглядна, так как пересекающиеся связи нарисованы разными цветами, присутствуют исправления, при этом использовалась замазка. Концептуальная модель полная, присутствуют все отношения. Также описаны типы данных. Изначальная иерархическая структура группы претерпела модификацию к функциональной. Жизненный цикл группы показан на рис. 3.



Inf Dir

группа выполняет задание

Игроки 3.1 и 3.2 помогают друг другу

группа выполняет задание часть вопросов берет На себя игроК' 3.2

группа выполняет задание

игрок 3.1 несправляется с нагрузкой

группа разбирается с заданием игрок 3.1 отвечает на вопросы

Инд. Лин. Иер. Функ.

I А

Рис. 3. Схема жизненного цикла игры. Третья группа.

Такой схеме соответствует следующая гексаграмма (№ 10 по книге И-Цзинь).

Определение: Поступок, Наступление

Толкование: В настоящее время ваше поведение должно быть подчеркнуто вежливым, дружелюбным и сдержанным. Уйдите в себя и как следует обдумайте свое положение. Каким-либо способом выкажите уважение к начальству, сейчас это пойдет вам на пользу. Произойдет неожиданное событие, которое доставит вам большую радость. Для флирта время неподходящее. Дамы, общаясь с недостаточно хорошо знакомыми мужчинами, должны быть особенно осторожны. Это период, когда претензии к жизни следует снизить до минимума.

Ход игры и результаты для группы № 4

Состав четвертой группы: 1,3 играющие: предполагалось отличные (оказалось -

удовлетворительные), 2,4-7 играющие: удовлетворительные

8 играющий: предполагалось удовлетворительные (оказалось - хорошие)

Изначальная организационная структура - иерархичекая.

Четвертая группа затратила на выполнение задания более 2-х часов. Концептуальная модель содержит большое количество ошибок, не раскрыт ряд атрибутов. Оформление плохое, нет названий отношений, есть исправления. В ходе игры структура этой группы претерпела значительные изменения. Изначальная иерархическая организация не выдержала испытаний, группа распалась и доводила задание подгруппа с линейной организацией, и весьма неэффективно. Лидер не отслеживал решение задач членами группы, продолжал заниматься своими делами, в результате часть группы начала паниковать, отделилась, и выполняла задание самостоятельно. Остальные пытались выполнить задачу самостоятельно по отдельности. Но, выполняя работу индивидуально, так и ни к чему не пришли. В итоге, они объединились и доработали результат другой подгруппы. Схема соответствующего жизненного цикла показана на рис.4.



Инд. Лин. Иер. Функ.

Em Inf

игроки 4.1 и 4.2 осознают что надо что то здать

игроки 4.1-4.3 работают поотдельности Игроки 4.4-4.8 заканчивают работу

объединяются и рисуют общую схему


Em Inf

Группа распадается на 5+1+1+1

Игроки 4.4-4.8 решают выполнять задание самостоятельно


Игроки 4.4-4.8 начинают паниковать


Игрок 4.1 (лидер) игнорирует других игроков

Рис.4. Схема жизненного цикла игры. Четвертая группа.

Такой схеме соответствует следующая гексаграмма (№ 47 по книге И-Цзинь).


Определение: Изнеможение

Толкование:. Одна из четырех наихудших гексаграмм. Это не тот период, когда стоило бы приниматься за что-либо. Затаитесь и ждите. Мысли ваши недостаточно ясны. Некто из вашего окружения, занимающий высокое положение, протянет вам руку помощи. Прислушайтесь к советам этого человека. Вера в собственные силы у вас сейчас очень слабая. Но не принимайте события слишком трагично, ведь и этот негативный период пройдет и обстоятельства ваши улучшатся.

Состав пятой группы: 2,5,6 играющие: знания отличные, 1,3,7 играющие: знания хорошие,4 играющий: знания удовлетворительные Изначальная организационная структура - иерархическая.

Пятая группа затратила на выполнение задания 70 минут. Оформление очень плохое, концептуальная схема практически не читаемая. Присутствуют незначительные ошибки. По ходу игры структура группы неоднократно менялась. Возникали конфликты, и весьма эмоциональные между лидером и потенциальными лидерами. Превалирование эмоциональной компоненты над рациональной не позволило сформировать устойчивую оргструктуру группы и получить результат.

В пятой группе события развивались следующим образом (рис. 5):

Ход игры и результаты для группы № 5



Инд. Лин. Иер. Функ. I I

Dir Inf

Inf Dir Em

Em Dir Inf

Inf Dir Em

Часть игроков только наблюдают за происходящим игроки 5.5 и 5.6 организуют работу

игроки 5.5 и 5.1 выясняют отношения

Игрок 5.1 вносит предложения

5.5 не дает ему это сделать Игрок 5.3 пытается взять руководство на себя

говорит что у всех все не так и начинает руководить игрок 5.5 разбирается с заданием

Группа выполняет задание

Игрок 5.6 изучает общую схему


Рис. 5 Схема жизненного цикла игры. Пятая группа.

Такой схеме соответствует последовательность следующих гексаграмм (№ 13 и № 33 по книге И-Цзинь).

Определение: Содружество

Толкование:. Куда бы вы не отправились , попадете в хорошее общество. Можете смело вступать в борьбу, преследуя высокие цели: вас поддержит человек, на которого вы не рассчитывали. Очень скоро дела ваши пойдут на лад. Вы несколько неуверенны и беспокойны, это следствие легкого стресса, в котором вы пребываете. Тем не менее желание ваше исполнится, причем настолько полно, насколько серьезно вы отнесетесь к предлагаемой вам помощи старших.

Определение: Бегство

Толкование: Вы только выиграете, если немного сдержите себя. Напористость в данный момент пользы не принесет. Эта гексаграмма благоприятна для интересного отдыха и развлечений, а также для консолидации планов на будущее. Осуществление планов отложите до окончания нынешнего периода неопределенности. Используйте его для медитации.

Ход игры и результаты для группы № 6

Состав шестой группы: 1-3, 5-7 играющие: знания хорошие, 4 играющий: знания удовлетворительные.

Изначальная организационная структура - линейная .



Шестая группа затратила на выполнение задания 85 минут. Уровень оформления такой же, как и у третей группы, концептуальная модель полная, присутствуют все отношения. Так же описаны типы данных. Присутствуют незначительные ошибки. В ходе игры структура группы не менялась. В шестой группе (рис. 6) работа велась спокойно, без эмоциональных всплесков.

Инд. Лин. Иер. Функ. I I I

Inf в случае возникновения вопросов группа совещается I Л I I Inf Игроки оформляюТрезультат-

Inf в случае возникновения вопросов группа совещается

Inf Игроки объединяют отношения

Inf в процессе работы периодически совещаются I I I

Inf игроки выполняют индивидуальные задания

Рис. 6. Схема жизненного цикла игры. Шестая группа

Такой схеме соответствует следующая гексаграмма (№ 1 по книге И-Цзинь).

Определение: Энергичность. Творчество. Созидание.

Толкование. Символ состоит из шести черт янь. Добрый знак. Это мужская гексаграмма, означающая месяц апрель и весенние надежды. Но будьте осмотрительны! Вы на вершине горы, и возможности спуститься у вас нет. Так что будьте бдительны и рассудительны, пока находитесь наверху. Не позднее, чем через шесть месяцев ждите крупных перемен. Время благоприятствует вашим начинаниям. В личной жизни у вас известная неопределенность, необходимо внести в нее ясность. Если желание ваше разумно и скромно, оно непременно исполнится. Кто-то противостоит вам, но, если вы будете решительны и непреклонны, вас ожидает успех. Испытание вы выдержите.



Общие результаты

Результаты игры можно свести, как показано в таблице 1:

Таблица 1. Сводная таблица по результатам игры.

Исходная структура группы

Линейная

Линейная

Иерархическая

Иерархическая

Иерархическая

Линейная

Количество игроков в группе

3 5

Время затраченное на индивидуальное задание (мин)

Общее время затраченное на задание (мин)

70 (не завершено)

(списано)

<120

Итоговая орг. структура группы

Иерархическ ая

Иерархиче ская

Функциональна я

Индивидуаль ная

Линейная

Функциональна я

Линейная

Количество активных игроков к окончанию игры

1+1+1

Количество лидеров в группе

Правильность решения(баллы)

Качество

оформления (баллы)

эмоциональной компоненты

реструктуризаций

Определение по И-Цзин

0,33 0,33

Спор, Тяжба

0,5 0,5

Стиснутые зубы

0,15

0,15

Поступок, Наступление

Изнеможение

Изнеможение

0,25

0,75 Вначале -Содружество Далее -Бегство

Энергичност ь.

Творчество. Созидание.

Некоторые выводы:

1. Изменению организационной структуры группы предшествует эмоциональная фаза, которая возникает или из-за недостатка информации, или из-за того, что поток информации превышает аналитические возможности игрока, или возникает конфликт между игроками из-за различия точек зрения, непонимания, отказа от совместной работы и т. п

Если группа выполняет задачу в пределах своих информационно-аналитических возможностей, то изменений в организационной структуре не происходит (группа 6).

Эмоции при работе в группе, являются реакцией на неоптимальность организационной структуры решаемым ими задачам. В результате происходит либо переход к более подходящей для данных условий организационной структуре, либо распад группы, либо сохраняется организационная структура, но чем дальше, тем больше теряется





1 2