Разделы
Главная Сапромат Моделирование Взаимодействие Методы Инновации Индукция Исследования Факторизация Частоты
Популярное
Как составляется проект слаботочных сетей? Как защитить объект? Слаботочные системы в проекте «Умный дом» Какой дом надежнее: каркасный или брусовой? Как правильно создавать слаботочные системы? Что такое энергоэффективные дома?
Главная »  Системы среднего 

Современные тенденции развития системы Среднего профессионального Образования медицинского профиля

Лапочкин Е.В. (1), Безрученко И.Е. (1) (lenoss@pub.tmb.ru)

(1) Тамбовский базовый медицинский колледж

Снижение территориальной мобильности малообеспеченного населения в условиях расслоения общества, постоянное увеличение стоимости обучения в значительной степени влияет на рост социальной значимости среднего профессионального образования, играющего важную роль не только в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы, в том числе медицинской, но и в удовлетворении образовательных потребностей населения с ограниченными экономическими возможностями. Кроме того, современные социально-экономические условия, ориентированные на построение гуманистического общества с рыночной экономикой, предполагают максимальное удовлетворение запросов потребителя, что увеличивает потребность общества в специалистах медицинского профиля различных уровней квалификации. Таким образом, рост востребованности системы среднего профессионального образования (СПО), в том числе медицинского профиля, обуславливается:

- их равномерным распределением по территории Российской Федерации;

- потребностью общества в медицинских кадрах среднего звена;

- относительно короткими сроками обучения;

- относительно невысокой стоимостью обучения.

В то же время значительное расширение функций среднего медицинского персонала, обусловленное внедрением в практику здравоохранения сложных информационных технологий, необходимость обеспечения лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) практико-ориентированными кадрами, обладающими высокопрофессиональной квалификацией, многофункциональными умениями, требуют новых подходов к организации образовательной деятельности средних профессиональных образовательных учреждений медицинского профиля. Эти процессы обуславливают необходимость их перехода на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея всестороннего развития личности. В связи с этим становится актуальной проблема содержания и процесса подготовки учащихся в системе непрерывного образования, которое рассматривается нами не только как система подготовки кадров для обслуживания лечебно-профилактических учреждений, но, в большей мере, как система, предоставляющая человеку возможность удовлетворения его образовательных потребностей для активного участия в новых социально-экономических отношениях. В этих условиях особенно важной становится организация различных форм непрерывного образования, обеспечивающего возможность получения профессиональной подготовки любого уровня квалификации в единой системе образовательных учреждений. В рамках данного исследования, основываясь на работах А.П. Беляевой, С.Я. Батышева, ключевым понятием выступает непрерывная образовательная среда, рассматриваемая нами как система, поскольку выступает как совокупность:

- преемственных образовательных программ и государственных стандартов профессионального образования;

- учебных заведений различных организационно правовых форм, типов и видов;

- совокупность социальных и психологических структур;



- органов управления образованием, учреждений здравоохранения различных уровней [1, 3].

Проблема разработки научно-методических основ создания системы непрерывной образовательной среды связана с недостаточной концептуальной разработанностью технологии ее проектирования. Основываясь на интегративной методологии, сочетающей системный, содержательно-структурный, интеграционно-междисциплинарный,

личностно-деятельностный и управленческо-технологический подходы к технологии проектирования многоуровневой непрерывной образовательной среды, решение проблемы мы видим в осуществлении целостного системного исследования формирования непрерывной педагогической системы образовательного учреждения в условиях перехода от режима функционирования (для которого характерна стихийность развития) к планомерному, поэтапному развитию.

Известно, что чем больше альтернативных вариантов развития, тем глубже перспектива, больше свобода выбора. В связи с этим нам необходимо рассмотреть как глобальные тенденции развития образования, так и внутренние, получившие развитие в деятельности средних профессиональных образовательных учреждений медицинского профиля.

Проведенный анализ литературных источников по проблеме исследования (C. Я. Батышев, Л.С. Выготский, Б.С. Гершунский, И.Я. Лернер, Б.Ф. Ломов, А.П. Беляева, Т.М. Давыденко, В.И. Зверева, В.С. Лазарев, Т.В. Орлова, Л.М. Плахов, М.М. Поташник, В.В. Рубцов, Т.С. Назарова, А.М. Новиков,Т.И. Шамова, Ю.П. Яковец и др.) показывает, что традиционно главная задача образования понималась как формирование в сознании обучаемых установленной системы знаний о мире по отдельным предметным областям. Формирование системы знаний сопровождалось решением задач воспитания, то есть усвоением обучаемыми социальных норм поведения и задач развития, обеспечивающих успешное применение знаний в практической деятельности. В триаде обучение -воспитание - развитие традиционно именно обучению, то есть передаче системы знаний, отводилась главенствующая роль. ХХ1 век породил новый взрыв информации. Расширение пространства, а значит, объема информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь - невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, подход к цели через смежные знания [1, 2, 3, 5, 8, 11, 12, 13, 15, 16, 21, 23, 24, 25, 29, 30].

Современное видение образования заключается в его рассмотрении как части духовной культуры общества, системы передачи молодому поколению культурных ценностей с порцией задач современности и установкой на будущее. Таким образом, образование является категорией социального, философско-методологического характера. Оно связано с развитием общественного интеллекта, которому философы, психологи, педагоги и социологи придают большое значение. Ученые утверждают, что образование является главным социогенетическим механизмом . Усиление социогенетической функции образования как главного механизма воспроизводства общественного интеллекта сопровождается становлением новой образовательно-педагогической формации образовательного общества [8].

А. И. Субетто и Н. А. Селезнева предложили следующее определение образования:

1) образование по своей мощности и по своему качеству обеспечивает восходящее воспроизводство качества общественного интеллекта <...>, опережающее научно-техническое развитие цивилизации <.. .> ;

2) образовательная система как социальная система не замыкается системой образовательных учреждений, а экспансируется в своих границах на общество в целом ;

3) образование становится ведущим механизмом в системе экономического развития; происходит эдукологизация социума и экономики <.>, сопровождающаяся изменением природы основных экономических категорий капитала и стоимости -



капитализацией человека, интеллекта и образования и эдукологизацией стоимости и капитала [8].

Таким образом, социально-экономические преобразования в условиях рыночных отношений изменяют ценностные ориентации личности. Наиболее желательными в социальном плане качествами личности медицинского работника среднего звена (по данным проведенного нами анкетирования медицинского персонала больниц) являются:

- способность принимать самостоятельные решения (97,1 %);

- готовность к переучиванию (91,8 %);

- быстроту реакции в любой обстановке (91,1%).

- восприимчивость к инновациям (85,6 %);

- высокий уровень профессиональной подготовки (84,2 %);

- способность к творческому труду (75,9 %).

Эти качества личности, расположенные нами по мере снижения их удельного веса, являются желательными для любого профессионала, но медицинским работникам они, безусловно, необходимы в первую очередь.

Все вышеперечисленное свидетельствует в пользу того, что сегодня ценность заключается не там, где мир воспринимается по схеме: знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а там, где есть тезис: ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый план выходит личность обучаемого, его потребность в профессиональной самореализации, готовность к самостоятельной деятельности по организации и анализу информации, умение принимать решение и доводить их до исполнения. В свою очередь, иными становятся и задачи педагогического процесса: образовательная система становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. Одна из главных задач обучения и воспитания - формирование целостной личности. Основным фактором самоопределения личности становится уровень и качество образования. Формирование новой системы ценностей предполагает одновременное создание технологической основы целенаправленных изменений как в личности индивида, так и в технологическом

пространстве [7, 14, 15, 17, 18, 24, 27].

Образование не свободно в выборе путей своего совершенствования в связи с тем, что много задано внешними тенденциями развития науки, техники, экономики, геополитическими обстоятельствами, социокультурными традициями и др. Основными тенденциями, влияющими на развитие среднепрофессионального образования, в том числе медицинского профиля, являются: гуманизация образования, интеграция, интенсификация, кооперация, демократизация, непрерывность.

Проанализируем данные тенденции развития СПО более подробно с точки зрения системно-структурного подхода к построению многоуровневой образовательной среды среднего профессионального образовательного учреждения медицинского профиля.

Г у м а н и з а ц и я как ведущая тенденция развития общества определяется ведущей ценностью человека с его способностями, материальными и духовными потребностями [3, 26].

Научно-технический прогресс, составляющий системообразующую сущность формирования медицинского работника нового типа в условиях общество - наука -медицина - человек , повышает требования к социализации и профессионализации личности медицинского работника среднего звена, связывает этот процесс с современными социально-экономическими задачами. На сегодняшний день производственная деятельность медицинского работника среднего звена предполагает высокоинтеллектуальный труд и требует от медицинской сестры широкого общеобразовательного, профессионального и культурного кругозора. В результате этого расширяется ее производственная деятельность, которая включает в себя такие типы, как: профессиональная, социальная, познавательная, практическая, организационно-управленческая, эстетическая, нравственная и потребительская, - вследствие чего в



условиях среднего профессионального образовательного учреждения медицинского профиля особенно актуальной становится проблема выработки реальных педагогических механизмов, обеспечивающих у каждого учащегося - будущего медицинского работника - формирование потребности максимально развивать и реализовывать свои возможности. Что, в конечном итоге, будет способствовать переходу от манипулярных тенденций, лишающих учащихся статуса активного субъекта деятельности в отношении к другим людям, к профессионально-творческой деятельности.

Идея гуманизации находит проявление в новом содержании Государственного образовательного стандарта СПО, в котором отчетливо прослеживается усиление гуманитарной направленности общепрофессиональных и специальных дисциплин, содержание которых расширяется за счет введения новых разделов, раскрывающих взаимодействие между социальным и профессиональным, теорией и практикой, природой и человеком, связи между коллективными, личными и общественными интересами и т. п.

Проведение в жизнь идеи гуманизации выдвигает ряд требований к содержанию среднего профессионального образования медицинского профиля, среди которых особое место занимают:

- обеспечение взаимосвязи социальных и профессиональных знаний в содержании учебных предметов;

- установление интегрированных и дифференцированных частей в содержании учебных дисциплин;

- установление новых областей естественно-научного и технологического знания на основе научно-технического прогресса и введение новых тем, спецкурсов и факультативов;

- разработка творческих заданий для формирования способностей и воплощения духовных и физических возможностей учащихся в профессиональной деятельности;

- создание вариативных модулей для индивидуального обучения;

- расширение знаний и приобретение умений и навыков по смежным профессиям в целях расширения профессионального профиля и повышения конкурентоспособности на рынке труда;

- установление оптимального соотношения между циклами и учебными предметами в структуре учебного плана;

- введение эмоционально-ценностного опыта понимания связи человек - человек через учебные предметы.

Т е н д е н ц и я и н т е г р а ц и и, как и тенденция гуманизации, пронизывает все категории и сферы образовательного процесса в среднем профессиональном образовательном учреждении, в том числе медицинского профиля.

В Логическом словаре-справочнике дается следующее определение понятия интеграция : Интеграция - объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства; в теории систем - состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и процесс, обуславливающий такое состояние [3, 9].

Опираясь на это понятие, можно сказать, что интеграция профессиональной подготовки специалистов сестринского дела среднего звена предполагает унификацию общего и специального образования на основе синтеза общеучебных и профессиональных знаний, умений и навыков, осуществления комплексных межпредметных связей [20].

Необходимость такого синтеза обусловлена следующими объективными закономерностями:

- диалектическим единством общества, науки и техники, взаимодействием и взаимообусловленностью их развития;

- укреплением связи теории и практики, усилением практической направленности содержания среднего профессионального образования;

- диалектикой связи теоретического и прикладного знания, определяемой единством и различием теоретического и прикладного обучения;



- взаимодействием наук о природе и обществе;

- интеграцией и дифференциацией профессионального научного знания;

- ведущей ролью практики - исходным и заключительным этапом профессионального обучения;

- существенным повышением значения методологической функции профессиональной подготовки.

Анализ трудов отечественных ученых по вопросу исследования (Р.Акофф, А.П. Беляева, И. Блауберг, Э.Юдин, Б. Юдин, Л. Берталанфи, А. Раппопорт, А. Уланов, В. Садовский, Г.П. Щедровицкий, А.М. Данилов, В.В. Краевский, М.И. Махмутов и др.) показывает, что наиболее эффективной является многоуровневая непрерывная форма профессионального обучения, охватывающая все стадии допрофессионального, профессионального и дополнительного образования, в которой технология обучения и формирования будущего специалиста базируется на интеграции социально-экономических, технологических, физиологических, психологических,

культурологических, профессиологических аспектов обучения [3, 4, 10, 28, 23, 24, 25].

Что касается медицинского профиля образования, то такой непрерывной формой, позволяющей последовательно получать образование, является структура: младшая медицинская сестра (учащиеся профильных классов общеобразовательной школы) -студент СПО медицинского профиля (базовое образование) - повышенный уровень сестринского (фельдшерского) образования - высшее сестринское образование - врач -ученый .

Т е н д е н ц и я и н т е н с и ф и к а ц и и в средних профессиональных образовательных учреждениях медицинского профиля реализуется на основе комплексного подхода к совершенствованию профессионального образования [3, 9].

Под интенсификацией понимается система, обеспечивающая достижение максимальной эффективности в подготовке будущих специалистов к профессиональной деятельности за счет органического сочетания социальных, экономических, педагогических, психологических и медико-физиологических закономерностей и принципов. Создание такой системы обусловлено идеями Закона об образовании, целями и задачами развития среднего профессионального образования, общественными запросами и требованиями науки, техники и производства к подготовке будущих специалистов. Введение интенсивной учебно-воспитательной системы влечет за собой усиленное воздействие комплекса факторов, обеспечивающих значительное повышение результатов обучения, воспитания и развития учащихся. Таким образом, современные тенденции в педагогике СПО генетически связаны с новой моделью специалиста, что вносит существенный вклад в методологию и теорию педагогического знания [3, 6, 25].

В условиях СПО медицинского профиля интенсификация характеризуется активным взаимодействием познавательной и профессиональной деятельности учащихся, воспитанием и развитием у будущих медицинских работников среднего звена устойчивой готовности к производительному труду. Благодаря воздействию интенсификации предполагается, что вся система общечеловеческих ценностей, которую усваивают будущие медицинские работники в среднем профессиональном образовательном учреждении, должна оказывать существенное влияние на их практическое поведение, формирование у каждого специалиста осознанной потребности в труде, саморегуляции и самоутверждении в жизни.

Воспитание у учащихся СПО медицинского профиля внутренней устойчивой потребности в производительном труде требует органического слияния непосредственного участия в производительном процессе на базе ЛПУ и всестороннего (социального, нравственного, эстетического, экономического, политического) осмысления своей профессиональной деятельности, воспитания любви к профессии совместно с этическим и нравственным воспитанием учащихся. Интенсификация профессиональной подготовки основывается на дальнейшей интеграции производственной практики, на базе



ЛПУ, с общеобразовательной, общепрофессиональной и специальной подготовкой учащихся [16, 20].

Эти процессы необходимо проводить на новой качественной основе, сущность которой составляет создание модели интегрированной профессиональной деятельности специалиста медицинского профиля среднего звена, обеспечивающей целостность, расширение и мобильность профессиональной специализации медицинского работника в связи с требованиями ЛПУ.

Все вышеперечисленное будет, в конечном итоге, способствовать формированию в здравоохранении качественно нового типа производительного труда. Интеграция производственной практики с общеобразовательной и профессиональной подготовкой учащихся на единой технологической основе позволит:

- выявить и сделать зримой для учащихся объективную необходимость получаемых ими знаний для профессиональной деятельности;

- дать ее научные основы;

- обеспечить преемственность между циклами учебных предметов;

- показать практическую реализацию научных и специальных знаний;

- органически соединить в содержании отдельных учебных предметов качественно разнородные знания, показав, что они отражают различные стороны одного и того же производственного процесса:

- перейти от абстрактно-научных к конкретно профессиональным знаниям и от знаний - к практическим навыкам и умениям.

Таким образом, интенсификация представляет собой совершенствование профессиональной подготовки на основе комплексного подхода в триедином отношении: теоретическом, организационно-управленческом, личностно-деятельностном.

Интенсификация профессиональной подготовки более результативна, когда традиционные системы и существующие технические средства обучения используются в оптимальном сочетании с компьютером, не вызывая психолого-физиологических отклонений в состоянии здоровья, работоспособности учащихся и повышая интерес к учению и его результатам.

Реализация т е н д е н ц и и к о о п е р а ц и и среднего профессионального образования медицинского профиля, ЛПУ, социальных структур определяется стратегией социально-экономического развития, региональным спросом и предложением на услуги медицинских работников среднего звена, включением среднего профессионального образования в систему непрерывного образования.

В типовом Положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденном постановлением Правительства Российское Федерации № 160 от 03.03.01, средние профессиональные образовательные учреждения рассматриваются как социальные институты, одновременно реализующие социальный заказ на специалиста профессионального профиля и квалификации, а также потребность личности в определенной форме образования и повышение роли последнего в экономической и духовной жизни общества.

В новых социально-экономических условиях объективная необходимость кооперации средних профессиональных образовательных учреждений медицинского профиля с другими социальными институтами, ЛПУ, фирмами обусловлена:

- проведением производственного обучения на базах ЛПУ, на рабочих местах;

- свободой трудоустройства выпускников, когда в условиях рыночной экономики государство и само образовательное учреждение не гарантирует их занятость;

- социальной защитой молодежи;

- созданием условий для продолжения образования, приобретением новых профессий;

- формированием нравственного потенциала общества.



Кооперирование производится как во взаимодействии с внешними сферами, так и внутри образовательного учреждения: кооперация в деятельности преподавателей разных дисциплинарных циклов является одним из основных направлений в реализации требований ГОС СПО нового поколения к содержанию образования [20, 10, 11].

Д е мо к р а ти з а ц и я. Демократизация общественной жизни и такого ее элемента, как система образования, предоставление широких прав и полномочий местным органам власти, непосредственно коллективам учебных заведений в отборе содержания регионального компонента образования, предоставлении учащимся дополнительных образовательных услуг, с одной стороны, сняли неоправданные препоны в решении личных проблем среднего профессионального образовательного учреждения, с другой -породили ряд проблем, связанных с рассогласованностью требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся в различных типах средних профессиональных образовательных учреждений [14].

Преодолеть эти проблемы оказалось возможным благодаря введению Государственного стандарта среднего профессионального образования (2002 г.), целью которого является:

- повышение качества подготовки специалистов среднего звена за счет регламентации требований к результатам обучения и упорядочения системы контроля за эффективностью работы образовательных учреждений;

- сохранение и развитие единого образовательного и экономического пространства в Российской Федерации;

- четкое распределение и разграничение компетенций федеральных, региональных и местных органов управления образованием;

- обеспечение эквивалентности среднего профессионального образования внутри страны и за ее пределами, что призвано способствовать включению Российской Федерации в международный рынок труда [19].

Данные тенденции, дополняя и обогащая друг друга, раскрывают научные подходы к организации образовательной деятельности учебного заведения любого типа и профиля, в том числе медицинского. Кроме того, непременным условием их результативности является концепция н е п р е р ы в н о г о о б р а з о в а н и я.

Понятие непрерывное образование в своем историческом развитии претерпело ряд модификаций: первоначально идея непрерывного образования связывалась с образованием взрослых как необходимым условием компенсации недостатков и упущений школьного обучения, затем (с развитием науки и техники) данная идея стала выражать требования повышения квалификации или профессиональной переподготовки, расширения профиля в связи с необходимостью работы в разных отраслях производства. В результате научно-технического прогресса, усложнения труда, появления качественно нового научно-индустриального типа производства идея непрерывного образования стала выражать требования интеграции общего и профессионального образования, выделения его фундаментального базового и дифференцированного, динамично изменяющегося компонента как условия постоянного повышения культурно-образовательного уровня человека - субъекта современного производства, общения и познания [22].

Глобальность идеи непрерывного образования нашла отображение в работе международной организации ЮНЕСКО, где концепция непрерывного образования с 1972 года стала ведущим направлением деятельности в области общемировой образовательной политики. Непрерывное образование, как подчеркивается в докладе Международной комиссии по образованию для ХХ1 века, представленном ЮНЕСКО, позволяет внести определенный порядок в последовательность различных ступеней образования, обеспечить переход от одной ступени к другой, разнообразить и повысить значимость каждой из них . Причем, в данном документе особо подчеркивается, что на пороге ХХ1 века приобретает ключевое значение - концепция образования на протяжении всей жизни [3].



Как социально-педагогическая категория непрерывное образование включает в себя следующие значения:

1) концептуальное, раскрывающее направленность развития образовательных потребностей личности как сущностной ее характеристики;

2) организационное, описывающее непрерывное образование как систему, связывающую его звенья по вертикали (от низших ступеней к высшим) и по горизонтали (от институционных форм образования к общественным, неформальным);

3) методологическое, когда непрерывное образование выступает в значении социально-педагогического принципа, который отражает новый методологический подход к образованию как социальному институту, реализующему современные общественные тенденции построения образования в виде целостной системы, направленной на развитие личности и выступающей в качестве основного условия социального прогресса, преемственности его институциональных и неформальных форм, образования и самообразования личности [4];

4) междисциплинарное понятие, выражающее направление интеграционных процессов в системе профессионального образования, результатом которых является качественно новый уровень синтеза общественно и производственно необходимых требований к специалисту, преемственность между низшей, средней и высшей ступенью профессионального образования специалиста, получившая окончательное организационное оформление в процессе создания новых типов учебных заведений [4].

По сути дела, все основные направления развития среднего профессионального образования, в том числе медицинского профиля, обусловлены проявлением вышеперечисленных тенденций: непрерывности, гуманизации, интеграции, интенсификации, кооперации, демократизации. Нивелировка его внутренней структуры без опоры на данные тенденции ведет к упрощению системы, ее бесперспективности.

Наряду с концептуальными основами разработки стратегии среднего профессионального образования, реализация данных тенденций составляет базу политики развития СПО медицинского профиля в условиях реформирования, включающую в себя следующие направления:

- демократизация управления развитием региональной системы среднего профессионального образования медицинского профиля;

- удовлетворение потребности личности в дифференцированных образовательных услугах на основе гуманизации образования;

- создание нового типа СПО медицинского профиля с ориентацией на создание непрерывной образовательной среды;

- подготовка и переподготовка согласно федерального и муниципального заказа и потребностями практического здравоохранения конкурентоспособного специалиста сестринского дела с ориентацией на требования мировой экономической системы, международный рынок труда.

В этих условиях проблемы повышения эффективности образовательного процесса на местах становятся особенно важными и требуют новых подходов к организации образовательной деятельности. При этом возникает настоятельная потребность рассмотрения системы среднего профессионального образования медицинского профиля как сложноорганизованного целостного объекта, имеющего базисную конструктивную функцию в системе непрерывного образования и отраженную в специальным образом спроектированной образовательной среде, опирающегося на совокупность дидактических принципов.

Литература.

1. Батышев С.Я. Прогностическая ориентация профессионального образования Педагогика. - 1998. - № 6. - С.22-27.



2. Беляева А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. - М.: Высшая школа, 1991. - 206 с.

3. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. - Санкт-Петербург, 1966. - С.10-11.

4. Беляева А.П. Теоретические основы содержания образования в средних профтехучилищах: Автореф. дис. д-ра пед наук НИИ общего и профессионального обучения. - М., 1979. - 36с.

5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991.

6. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных концепций). - М.: Интер-Диалект.

7. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. - М.: УЦ Перспектива , 1998.

8. Идеи Н. Д. Кондратьева и динамика русского общества на рубеже третьего тысячелетия / Науч.ред.акад.АЕН Яковец Ю.П. - М., 1995. - С.372.

9. Кондаков Н.Н. Логический словарь-справочник. - 2-е изд. - М., 1975. - С.53.

10. Краевский В.В. Проблемы научного обновления научения. - М., 1971.

11. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М., 1991.

12. Лернер И.Я. Философия диалектики и диалектика как философия. - М., 1995.

13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.

14. Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования.

- М., 1997.

15. Назарова Т. С. Полат Е. С. Средства обучения: технология создания и использования. -

М.: УРАО, 1998.

16. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. -

М., 1996.

17. Орлова Т. В. Перспективное планирование развития школы. - М., 2000.

18. Поташник М.М. Развитие школы как инновационный процесс. - М., 1994.

19. Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. Материалы научно-практической конференции. - М., 1995.

20. Профессионально-педагогическая технология обучения / Под общ. Ред. А.П. Беляевой.

- Спб., 1995.

21. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / Под общ. Ред. А.П. Беляевой. - Спб., 1995.

22. Региональная система образования: вчера, сегодня, завтра. Кн.2.1. - М., 1994.

23. Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона. - М., 1997.

24. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Институт педагогических инноваций, 1994.

25.Стратегия развития образовательных систем: понятийно-терминологический словарь. -

М., 1993.

26. Суперанская А.В., Подольская Н.В., Васильева Н.В. Общая терминология. Вопросы теории. - М., 1989. - С.14.

27. Шамова Т.И. Управление адаптивной школой. - Архангельск, 1995.

28. Щедровицкий Г.Г. Избранные труды. - М., 1995.

29. Якиманская И.Е. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.

30. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: ЦКФЛ

РАО, 1997.